Компания,
5 ноября 2008 г.
Продать здоровье
1129 просмотров
Работодатели, ощущая свою социальную ответственность, все чаще приобретают для сотрудников медицинские страховки. Учитывая нехватку квалифицированных кадров, соцпакет, включающий добровольное медицинское страхование, становится весомым фактором для привлечения специалистов. Но кризис может внести коррективы в этот взаимовыгодный для компаний, работников и страховщиков сегмент рынка.
По результатам 2007 года, рост рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) составил около 16%. «Интерес к добровольным видам страхования, в том числе и к ДМС, растет в России, что вызвано налаживанием более цивилизованных форм сотрудничества между работодателем и служащим. Все большее число компаний пополняют соцпакет своих сотрудников включением в него страховки, что позволяет не только повысить лояльность работников, но и снизить экономические потери компании. Эта тенденция сохранится и в ближайшие год-два», – отмечает главный врач медицинского сообщества «ДЕТАЛЬ» Алексей Юриков. В то же время сегмент не являлся сверхдинамичным и отражал рост экономики и, как следствие, интерес к медицинскому страхованию со стороны предприятий среднего и малого бизнеса, развитие системы мотивации сотрудников за счет соцпакета, удорожание медицинских услуг. В текущем году рынок развивался поступательно, без заметных колебаний и, по утверждению специалистов, стал рынком спроса: потенциальные корпоративные клиенты искали страховщиков, активно изучали страховой рынок, запрашивали различные сочетания медицинских программ (комплексные, базовые, профильные). Компании, которые уже пользовались ДМС, изучали нишу альтернативных коммерческих предложений.
Приманка для специалиста Сегодня многие компании предлагают своим сотрудникам полис ДМС, понимая его мотивационную значимость. Рынок развивается за счет корпоративных клиентов, на которых приходится 90 – 95% заключаемых договоров. Также большим спросом пользуется страхование родственников корпоративной клиентуры. Договоры с физлицами занимают лишь 2 – 3% в портфелях большинства страховщиков. Индивидуальное добровольное медицинское страхование развито слабо в силу разных причин: отсутствие страховой культуры, неготовность граждан вкладывать деньги в свое здоровье через ДМС – им проще купить разовую услугу непосредственно в поликлинике, отсутствие привлекательных страховых программ. Однако, с точки зрения страховщика, этот сегмент характеризуется более высокой степенью риска: ведь за полисами обращаются преимущественно те, кто уже в ближайшее время планирует воспользоваться медицинскими услугами. Поэтому стоимость полисов ДМС для физических лиц существенно повышается и делает их менее привлекательными по сравнению с корпоративным страхованием, считает главный врач медицинского сообщества «ДЕТАЛЬ» Алексей Юриков. Одновременно возросла и конкуренция среди страховщиков. Клиент стал более требователен к объему медицинских услуг, предлагаемых программами ДМС, к предоставляемому сервису. Соответственно компании все чаще обращаются к услугам страхового брокера, который выступает профессиональным консультантом и экспертом. Если прежде интерес к той или иной программе ДМС ограничивался выбором поликлиник, то теперь основной фактор, который обусловливает спрос, – эффективность программы с точки зрения управления здоровьем персонала, то есть сервис и медицинский результат. В условиях кризиса для клиентов также становится весьма актуальным вопрос оптимизации расходов и включения в программу бюджетосберегающих опций, таких, например, как врач в офисе, который значительно сокращает время отсутствия сотрудников на работе из-за посещения поликлиники, а также контролирует ведущее к росту стоимости ДМС гиперлечение. Наиболее активно к практике добровольной защиты здоровья прибегают жители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, городов-миллионников, областей с градообразующими предприятиями, свободных экономических зон. Неравномерность развития ДМС в регионах связана с недостаточным ресурсным обеспечением лечебных учреждений, особенностью политики местных администраций, региональных страховых компаний, полагает начальник договорного отдела департамента личного страхования компании «ERGO Русь» Александр Пихоцкий. Накопившиеся проблемы предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (ОМС), а также трудности при взаимодействии территориальных фондов ОМС со страховыми организациями не всегда позволяют обеспечить потенциальных клиентов программой добровольного страхования.
Лечение от кризиса Пока финансовый кризис не повлиял на основную деятельность страховщиков, но его воздействие на страховые компании может быть всего лишь отсроченным, опасается Александр Пихоцкий, из-за высокой волатильности рынков капитала. Безусловно, трудности испытают те страховые компании, которые держали в своем инвестиционном портфеле высокорисковые ценные бумаги, а также имеющие в портфеле ДМС кэптивные и иные клиентские пакеты, условно относимые к классическому страхованию. Пока преимущества получают страховщики с участием иностранного капитала, проводившие консервативную инвестиционную политику (низкорисковые ценные бумаги с коротким периодом действия и т.п.). В то же время для любого предприятия в кризисных условиях, когда привлечь заемные средства непросто из-за ужесточения условий кредитования, страхование становится наиболее эффективным инструментом финансовой защиты. А продукты по ДМС, вопреки мнению некоторых работодателей, становятся не обременением бюджета, а, наоборот, возможностью сократить издержки. В период кризиса сотрудники особенно подвержены стрессу, который нередко приводит к серьезным заболеваниям, снижению работоспособности коллектива. В результате компании ежегодно теряют сотни миллионов долларов. В случае сокращения штатов эта проблема стано- вится еще более актуальной, поскольку возрастает нагрузка на оставшийся персонал. «Наш опыт показывает, что использование современных ДМС-программ позволяет добиться значительного снижения уровня заболеваемости в коллективе (до 40 – 50%), выявить хронические заболевания (на 10 – 15%), уменьшить количество дней нетрудоспособности на 20% и средний срок временной нетрудоспособности на 30%. Таким образом, при затратах, сопоставимых с годовой зарплатой лишь нескольких сотрудников, включение в соцпакет ДМС позволит компании сократить издержки, повысить производительность, что добавит стабильности в кризисной ситуации и положительно скажется на финансовых показателях в дальнейшем», – уверена исполнительный вице-президент группы «Ренессанс Страхование» Сирма Готовац. И компании продолжают пролонгировать договоры медстрахования для своих работников. Возможно, что кто-то в скором времени пересмотрит бюджет на эти цели, уменьшит сборы по ДМС и проведет сокращение персонала, станет экономить на социальном пакете для своих сотрудников. Но, несмотря на это, лечиться люди будут и дальше, и организации продолжат приобретать полисы ДМС.
Дешевле и качественнее Хороших клиник, которые могут качественно обслуживать клиентов страховых компаний, на самом деле не так много. И те, которые представлены на рынке, сильно перегружены, на что часто жалуются посетители. Поэтому многие страховщики видят решение проблемы в создании собственных клиник. В любом случае наличие своих медицинских учреждений дает возможность страховщикам предлагать клиентам более выгодный тариф, считает председатель совета директоров ЗАО «Страховой брокер «Малакут» Андрей Долгополов. За счет эксклюзивных договоренностей крупный страховщик в силах сдерживать рост стоимости медуслуг, которые в среднем составляет 15% в год, а в некоторых случаях и 50 – 100% (при низком уровне конкуренции в регионах, где мало отлично оснащенных ЛПУ). Для страховой компании немаловажно иметь определенную степень влияния на стоимость и качество услуг, соглашается Нина Егоркина, заместитель директора Центра методологии и контроля медицинского страхования РОСНО. Добиться этого можно несколькими способами – согласовав определенные стандарты качества обслуживания с лечебными учреждениями или построив собственные клиники и основав сеть семейных врачей. В РОСНО используются все возможности: сотрудничество со всеми наиболее известными клиниками (ведомственными, коммерческими и международными) и развитие своей медицинской инфраструктуры, в том числе и с привлечением партнеров. «РЕСО-Гарантия» в свою очередь работает с более чем 400 учреждениями здравоохранения в Москве и Подмосковье и около 2000 в других регионах России, большим спросом пользуются собственные медицинские центры Medswiss.
Рекордов не будет Рост страховых тарифов определяется экономической ситуацией в стране, изменением прейскуранта на медицинские услуги в ЛПУ, коэффициентом убыточности каждого конкретного договора со страхователем и общего по всему портфелю. Инфляция на рынке медицинских услуг значительно выше инфляции в целом по стране, что отражает нехватку качественного медобслуживания и его востребованность. По различным оценкам, размеры страховых взносов на рынке ДМС ежегодно увеличиваются на 10 – 20%, что связано в первую очередь с ростом цен на медуслуги, который составляет 15 – 50% в год. В ряде российских регионов отсутствие конкуренции между ЛПУ приводит к завышенным тарифам на медсервис, включенный в добровольную страховку. Страховщики стремятся минимизировать этот рост путем распределения рисков, создания новых страховых программ и оптимизации бизнес-процессов. Безусловно, финансовый кризис может повлиять на стоимость полисов, коль скоро лечебные учреждения начнут пересматривать прейскуранты в сторону повышения. Но цены могут не только вырасти, но и понизиться в некоторых случаях, если организации здравоохранения откажутся от необоснованного завышения стоимости услуг, чтобы привлечь больше клиентов. В последние годы рост рынка ДМС характеризовался примерно 20-процентным увеличением поступлений за год. Динамика этого года, а также налоговая льгота, позволяющая относить на себестоимость уже не 3%, а 6% от фонда заработной платы, направляемых на оплату полисов ДМС, давали основание ожидать прироста рынка в следующем году в среднем на 25 – 40%. Но в нынешних кризисных условиях эксперты прогнозируют на 2009 год снижение активности страхового сегмента, однако, полагают они, социального (в том числе медицинского) страхования это коснется в меньшей степени. Тем более что страховщики постоянно расширяют перечень услуг для корпоративного клиента, включаемых в страховую программу.
Марина ГРАДОВА
Вся пресса за 5 ноября 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Тарифы, Добровольное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
29 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты, 29 ноября 2024 г.
В Китае начали предлагать страховку на случай смерти из-за переработок
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 10 месяцев
|
|
Медвестник, 29 ноября 2024 г.
Верховный суд разобрался со спорными делами в системе ОМС
|
|
За рулем, 29 ноября 2024 г.
В России хотят поменять правила компенсационных выплат по ОСАГО
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 29 ноября 2024 г.
Евгений Уфимцев назвал три вектора борьбы с мошенничеством
|
|
ПРАЙМ, 29 ноября 2024 г.
Банк России отметил сокращение чистой прибыли страховщиков
|
|
Ставропольская правда, 29 ноября 2024 г.
Аграрии Ставрополья получили выплаты по страховым контрактам в сфере растениеводства
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане аптечные организации смогут участвовать в ОМС
|
|
Дума ТВ, 29 ноября 2024 г.
Кирьянов предложил ввести обязательное страхование для маркетплейсов ради защиты прав потребителей
|
|
it-world.ru, 29 ноября 2024 г.
Персонализация на практике: как данные помогают банкам и страховщикам строить отношения с клиентами
|
|
АвтоВзгляд, 29 ноября 2024 г.
За ДТП, случившееся по вине водителей без ОСАГО, заставят платить страховщиков
|
|
Финмаркет, 29 ноября 2024 г.
Премии страховщиков ОСАГО за 10 месяцев выросли на 2,5%, выплаты - на 13,5% - РСА
|
|
Report.Az, Баку, 29 ноября 2024 г.
Парламент одобрил в III чтении включение лекарственных препаратов для амбулаторного лечения в ОМС
|
|
Агробизнес, 29 ноября 2024 г.
Госдума работа над поправками в закон о сельхозстраховании
|
|
Интерфакс, 29 ноября 2024 г.
Трое жителей Мордовии осуждены условно за попытку мошенничества со страховкой
|
|
Тренд, Баку, 29 ноября 2024 г.
В Азербайджане при наступлении страхового случая могут быть предоставлены сведения, составляющие врачебную тайну
|
|
Вестник Мордовии, Саранск, 29 ноября 2024 г.
В Мордовии вынесен приговор по делу о попытке мошенничества на 2,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 29 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|